Иегова или Яхве?
На самом ли деле так важно произношение этого
имени для христиан?
Будучи Свидетелем Иеговы (СИ), я не раз
задумывалась над вопросами: почему некоторые утверждают, что имя Бога должно
произноситься как Яхве, в то время, как другие настаивают на произношении
Иегова? Почему неизвестно точное произношение имени Бога? Так ли уж тогда важно
кто и как Его произносит?
Может, это некоторых удивит, что я в то время, уча
других людей по литературе Общества Сторожевой Башни тому, что Бога зовут Иегова, сама
задавалась такими вопросами. Почему я задумывалась над этим?
Потому что когда кто-то из людей, которым проповедовали СИ (и я в том числе),
произносил имя Иегова, делая ударение на первый слог, то обычно СИ «исправляли»
этого человека, указывая на то, что ударение надо ставить на второй слог. Или
если какая-то пожилая духовная сестра в собрании СИ, желая выразить свои нежные чувства по отношению к
Богу, называла Его «Иеговушка», то обычно на нее смотрели с подозрением и
говорили, что к Богу так обращаться нельзя, это вроде как недостаточно
почтительное обращение. А о том, чтобы кто-то произносил имя Яхве, вообще не
могло быть и речи. Попробуйте стать членом организации СИ, если вы будете
произносить имя «Яхве» вместо «Иегова»! Или, если вы крещенный СИ, и вдруг
начнете называть Бога «Яхве», а не «Иегова», то разговоры со старейшинами вам
обеспечены. И вы не сможете рассчитывать на то, чтобы иметь хорошую репутацию в
собрании и организации в целом, если вы будете называть себя «Свидетелем Яхве».
И это несмотря на утверждения СИ о том, что точное произношение имени Бога на
самом деле неизвестно. Будучи СИ, я думала: «А разве это так уж важно, если в
Библии имя Бога было записано согласными буквами и никто на самом деле не знает,
какие гласные туда вставлялись? Кроме того, если в Откровении имя Бога
существует в форме Яг (Иаг), то не говорит ли это о том, что имя Бога можно
видоизменять, а не всегда произносить в одной и той же форме?»
Эти вопросы были для меня загадкой, которую
казалось невозможным разгадать.
Уйдя из организации СИ, я наконец-то начала
искать ответы на эти вопросы.
Прежде чем перейти к тому, чтобы изложить
выводы, к которым я сейчас пришла, хочу описать, как эту тему объясняют СИ,
рассмотрев их учения по пунктам. Затем я выскажу по каждому из этих пунктов свои
нынешние взгляды. Итак, вот чему учит Общество Сторожевой Башни (ОСБ) в
отношении имени Бога:
1. Когда писались Еврейские Писания (Ветхий
Завет), то в еврейском письменном языке не было гласных букв. Поэтому имя Бога
было записано четырьмя согласными буквами, которые назвали тетраграмматоном.
2. В то время евреи, читая текст, знали,
какие гласные вставлять между согласными буквами. Поэтому они знали, как
произносить имя Бога.
3. Со временем появились «религиозные
предрассудки», согласно которым евреи целиком и полностью перестали произносить
имя Бога, заменяя его словом «Господь».
4. Произношение имени Бога из-за этого было
утеряно.
5. К 1 веку н.э. имя Бога в виде
тетраграмматона (без гласных букв) сохранилось в Еврейских Писаниях. Когда
пришел Христос, то Он, зачитывая фрагменты из свитков Писания, произносил имя
Бога.
6. Иисус считал первостепенной задачей
сообщить всем людям, как зовут Бога (т.е. как произносить имя Бога).
7. Частое употребление имени Бога является
прославлением этого имени и это один из вопросов первостепенной важности для
христиан. Т.к. христиане должны подражать Христу, то они тоже должны считать
употребление имени Бога обязательным и делать это часто.
Теперь хочу поделиться своими размышлениями
по этим пунктам.
1. Поскольку еврейский язык действительно
изначально не имел в своей письменности гласных букв, то практически весь текст
Еврейских Писаний был записан без гласных букв. Это значит, что все слова там
были записаны только согласными буквами. Для того чтобы понять правильно каждое
слово в будущем, когда Еврейские Писания уже надо было переводить на другие
языки, пришлось бы потрудиться над тем, чтобы «разгадать» каждое слово
правильно. И, хотя в основном это не представляло трудностей, т.к. слова были
понятны и широко употребляемы, так что «догадаться» было не тяжело, что они
означают, но в некоторых случаях это все-таки могло представлять трудности. Для
примера: расшифруйте наши, русские слова: «яблк», «кнг», «стл», гл». Первые два
вы, наверняка, расшифруете точно и быстро – яблоко, книга. Но вот с двумя
другими у вас возникнут проблемы. «Стл» можно расшифровать, по крайней мере,
двумя словами – стол, стул. А «гл» даже тремя – игла, угол, гол. И это, если
говорить о часто употребляемых словах. Действительно, с каким-то словом было нелегко
разобраться, особенно с тем, которое употреблялось нечасто. Имя Бога было
записано таким же образом на еврейском языке. Поэтому только частое употребление могло дать
этому имени
точную «разгадку» произношения.
2. Если евреи точно знали, какие гласные
буквы следовало вставлять между согласными, то они должны были прекрасно знать,
как точно произносится имя Бога. Значит ни у кого не было сомнений по этому
поводу до тех пор, пока имя Бога произносилось часто из рода в род.
3. Что касается предрассудков, из-за которых
евреи перестали произносить имя Бога, то здесь возникают следующие мысли. Запрет
на произношение имени Бога появился тогда, когда религиозные руководители
истолковали заповедь о «произношении имени Бога напрасно» таким образом, что
любое его произношение рассматривалось как напрасное. Однако можно ли вспомнить
хоть один период в истории евреев, чтобы в какой-то достаточно длинный
промежуток времени все они (до единого) на 100% придерживались законов Бога?
Библия рассказывает о том, что во все времена среди евреев находились люди,
которые отклонялись от следования Божьим заповедям. Логично ли тогда
предположить, что однажды все до одного евреи стали строго послушны не то, что
заповедям Бога, а религиозным руководителям, которые потребовали исключить из
употребления имя Бога? И нужно было, чтобы они выполняли это требование на
протяжении жизни, как минимум, одного поколения. Ведь надо было бы, чтобы все
евреи того поколения, в котором кто-то знал произношение этого имени, вымерли,
так и не открыв сей тайны никому из людей следующего поколения. Тогда
действительно не осталось бы никого, кто знал, как произносилось имя Бога. Но
даже если мы допустим такую мысль, то, что в итоге получается?
4. Получается, что настало время, когда
никто из живущих на земле людей не знал, как произносится имя Бога. К тому же
евреи считали произнесение этого имени серьезным грехом, и когда они видели тетраграмматон в тексте, то произносили Адонай (Господь). И так обстояло дело с
именем Бога до прихода Христа.
5. СИ утверждают, что Иисус, читая свитки
Еврейских Писаний в храме, произносил не Адонай (Господь), а имя Бога. Ввиду
сказанного в пункте 4 можем представить себе реакцию евреев. Они слышат, как
Иисус произносит имя Бога, нарушая запрет на его произношение. К тому же они,
уже не зная как вообще произноситься имя Бога, теперь слышат это произношение.
Как вам кажется, должна ли была последовать реакция людей на это, а в первую
очередь реакция религиозных руководителей? Мы читаем, какова была реакция
последних, когда Иисус нарушал их запреты в отношении субботы или когда нарушал
даже «предания старцев» (Луки 6:1-11; Матфея 15:1,2). А вот то, что Иисус
нарушает запрет на произношение имени Бога ни у кого не вызывает никакой
реакции! Как такое могло быть? Да никак. Если бы действительно дела обстояли
так, как говорят СИ, то мы бы читали в Евангелиях о реакции фарисеев на
произношение имени Бога точно так, как и на нарушение субботы и т.д. Ведь по
версии СИ никто не нарушал этого запрета, все строго его держались, из-за чего
даже потеряли произношение Божьего имени, и тут вдруг Кто-то начинает
произносить это имя!
А еще можем себе представить, как обрадовались бы ученики Иисуса тому, что они
наконец-то узнали, как же правильно произносить имя Бога и убедились, что это
надо делать. Три евангелиста (четвертый, Матфей, писал Евангелие на еврейском)
обязательно затем записали бы на греческом языке произношение этого имени. Ведь
греческий язык (в отличие от еврейского языка), уже имел гласные буквы в
письменности. Упустить такой важный момент было бы просто немыслимо!
6. Если бы Христос считал произнесение имени
Бога делом очень большой важности, то Он повторял бы это имя так часто, как
сегодня это делают СИ, а может и чаще. Евреи, к которым пришел Иисус, знали
тетраграмматон, но не знали, какие точно вставить туда гласные. Теперь же они
могли услышать из уст самого Божьего Сына, какие гласные нужно присоединять к
согласным. И, как я уже упомянула, они бы это обязательно записали. К тому же
христиане, узнав от Апостолов точное произношение имени Бога, передавали бы его
и в устной форме, так что даже в будущие века его знали бы и записывали уже даже
тогда,
когда и на еврейском языке появились гласные буквы. А поскольку христианство
распространилось за пределы Израиля, то имя Бога стало бы известно во многих
местах. И в этих самых местах, на разных языках, его бы записывали уже и с
согласными и с гласными.
7. Действительно ли имя Бога было таким
вопросом первой важности? Если бы это было так, и сам Христос произносил его
очень часто, то ученики Иисуса тоже делали бы ударение на это имя в своих
посланиях. Но что мы видим? Даже любимый ученик Иисуса - Иоанн ни разу в своих
трех посланиях не записал имя Бога! (Кто не верит, может проверить, хоть и в "Переводе
нового мира"(ПНМ - перевод Библии, изданный ОСБ)).
Иисус, обучая своих учеников молиться, не
произнес ни разу имя Бога, и это даже притом, что Он сказал: «Да святится имя
Твое» (чем не уместный случай назвать это имя?). Иисус учил обращаться к Богу,
как к Отцу (Матфея 6:9). И сам Он тоже называл Бога Отцом, а не по имени (Иоанна
8:18,19,28,29,38,49). Подражая Ему, Апостолы тоже часто называют Бога в своих
посланиях Отцом, а не по имени (1Пет.1:3; 1Иоан.3:1; 2Кор.1:3). В то же время
они часто называли имя Иисуса.
Как часто сейчас СИ называют Бога Отцом и
употребляют имя Иисуса? В отличие от Христа и Его Апостолов, они постоянно
только произносят «Иегова» и лишь изредка (обычно в молитве говоря, что
обращаются к Иегове через Христа) упоминают имя Иисуса. Они даже на много чаще
говорят о «верном и благоразумном рабе», чем об Иисусе, а Бога называют Отцом
еще реже.
Если бы на самом деле для христиан
произношение имени Бога было сейчас таким важным, как учат СИ, то это имя:
1. Было бы записано в Новом Завете учениками
Христа (с гласными и согласными, т.к. они слышали его произношение от Иисуса и
писали на языке, на котором нет проблем с гласными). И в таком случае вообще не
было бы никаких споров о том, правильно ли говорить «Яхве» или «Иегова» или еще
как-нибудь иначе.
2. Новый завет делал бы большое ударение на
имя Бога, а не на имя Иисуса Христа.
3. Если бы Бог хотел, чтобы Его имя не
сходило с уст христиан, то разве Он не позаботился бы о том, чтобы было записано
точное произношение Его имени? Разве Богу было бы интересно, чтобы люди спорили
по поводу того, как же правильно произносить Его имя?
С именем Иисуса таких проблем не возникает.
Почему? Не потому ли, что для христиан важно именно имя Иисуса?
До прихода Христа на землю для евреев (и
тех, кто к ним присоединялся в поклонении Богу) было важно имя Бога в той форме,
в которой оно было записано в Еврейских Писаниях. Поэтому в то время им было
известно его произношение, несмотря на то, что оно было записано только
согласными буквами. Из поколения в поколение евреи устно передавали друг другу
произношение этого имени.
Когда же пришел Иисус Христос, то Бог не был
намерен возобновлять частое употребление Своего имени в той же форме, поэтому он и
не уполномочил Своего Сына на то, чтобы Тот акцентировал внимание народа на
точном произношении этого имени. Намерение Бога теперь состояло в том, чтобы
прославлять Свое имя через Иисуса Христа. Само имя «Иисус» включает в себя тетраграмматон, т.е. имя Бога, и переводиться как «YHWH (тетраграмматон) есть
спасение». Т.е. в имя Иисуса Бог вложил Свое имя. Теперь имя Бога существует в
другой форме! Это объясняет и то, почему некоторые тексты Библии, которые ранее
(до прихода Иисуса) относились к Богу, теперь относятся к Христу. Например,
сравните Иоиль 2:32 и Римлянам 10:13. В первом случае текст указывал на имя
Отца, а во втором случае тот же самый текст указывает на имя Сына. Чтобы понять,
что эти слова апостол Павел говорит о Сыне, смотрите контекст - Римлянам 10:9, а
также обратите внимание на то, что сказал тот же апостол Павел в 1Коринфянам
1:2: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе,
призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа,
во всяком месте, у них и у нас». Чье имя призывали первые христиане – имя Иеговы
или имя Иисуса, как говорится в этом месте Писания? Можно сравнить еще тексты
из Ис.43:11; Ос.13:4 с текстами из 2Тим.1:10; 1Тим.1:1; Тит.2:13 (здесь
Спасителем называется и Отец и Сын, причем в Исаии 43:11 Бог ясно говорит, что
нет Спасителя, кроме Него, т.е. Спасителей не два, а один).
«Ибо в Нем (т.е. в Иисусе) обитает вся
полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава
всякого начальства и власти» (Колос. 2:9,10).
Бог отдал всю власть над Своим творением Своему Сыну. А это значит, что теперь
свои замыслы Он осуществляет через Сына. Именно Сын поставлен главою над
христианами (Эфесянам 1:20-22). Поэтому, когда мы призываем и прославляем имя
Иисуса Христа, то вместе с тем прославляем и имя Бога: «Да прославится имя
Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и
Господа Иисуса Христа» (2Фессалоникийцам 1:12). Благодаря искуплению, которое
Бог предоставил нам через Сына Своего, мы можем иметь с Ним такие близкие
отношения, которые не были доступны евреям ранее. Евреям Бог говорил: «Вы и раб
Мой, которого Я избрал» (Исаии 43:10). А о христианах сказано: «вы не приняли
духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым
взываем: "Авва, Отче!". Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети
Божии» (Римлянам 8:15,16). Грех держал в рабстве. А Христос искупил нас от
греха, т.е. освободил от рабства. Это коренным образом изменяет наши отношения с
Богом. Он теперь наш Отец, а не только Друг (Иакова 2:23). Когда мы обращаемся к
другу, то называем его по имени, а как мы обращаемся к родному отцу? По имени?
Хотя мы знаем имя нашего отца и при надобности говорим его другим, но лично к
нему мы обращаемся "папа", "папочка". Мы не обращаемся по имени. Хотя при хороших
и близких отношениях наш папа является и нашим другом, которому мы доверяем, но
это более близкие отношения, чем только с другом. Такие отношения с Богом были у
Адама до согрешения, теперь эти отношения доступны каждому, кто уверует во
Христа Иисуса, т.к. именно через Него Бог разрушает барьер, стоящий между нами и
Богом – грех. И поэтому мы можем иметь близкие отношения с Богом как с Отцом!
Вот почему имя Иисуса так важно для нас. Он Путь к восстановлению очень близких
отношений с нашим Небесным Отцом (Иоанна 14:6).
Вывод для меня таков: для христиан важно не
произношение имени Бога в той форме, в какой его произносили евреи до прихода
Христа, а приближение к Богу как Небесному Отцу через Господа нашего Иисуса
Христа, в имени Которого и прославляется имя Его Отца. И именно имя Иисуса
открывает нам эти близкие взаимоотношения с Богом.
«Ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).
Суханицкая Татьяна